Все в вашей власти

 

Самое страшное неверие – это неверие в самого себя.
Томас Карлейл

vi
Человек способен распознавать различные формы, звуки, запахи, вкусы, но не всегда способен понять огромный, со своей жизнью и правилами, законами внутренний мир ребёнка. На этой почве вырастает конфликт между детьми и родителями. Мир ребёнка, необыкновенный, неожиданный, ясный – целая область интересов для взрослых, находящихся рядом. Это особенный мир, где дети – особенные люди. В детском сознании прослеживается неискушённый, гармоничный, ещё не испорченный воздействием социальной среды, взгляд на жизнь в её целостном единстве

Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности. Невзначай оброненное слово, действие и даже взгляд могут оставить неизгладимый след в жизни человека (в т.ч. в его поведении, в его самооценке, в его страхах, комплексах, жизненном сценарии и т.п.). Но многие не догадываются, что чаще всего самые близкие и дорогие люди, желающие тебе только добра, могут стать источником проблем в будущем, препятствовать самореализации человека.

В детстве мы получаем от родителей или заменяющих их лиц набор правил, запретов, представлений о том, как надо жить. Эти правила могут передаваться не только в виде конкретных словесных инструкций: «Делай вот так», уже в самом раннем возрасте мы видим, как поступают сами родители, и принимаем это за норму, мы чувствуем, как можем получить их одобрение, наблюдаем, как они откликаются мимикой, жестами, позами на те или иные ситуации. Изначально мы принимаем все родительские послания как нечто само собой разумеющееся, верим им безоговорочно. И это облегчает нам жизнь в незнакомом мире, мы получаем ориентир в безбрежном пространстве.

Вместе с тем, не все послания целесообразны и полезны. Некоторые из них передаются только по той причине, что наши родители некритически их приняли от своих родителей. Со временем могут меняться условия жизни. То, что раньше имело смысл, может сейчас оказаться бессмысленным, а то и вредным.

Полезные послания дают нам психологическую силу, гибкость и выбор. Как правило, они имеют вид разрешений: «Ты можешь любить и быть любимым», «Ты можешь выбрать работу по душе и достичь в ней успеха», «Ты можешь создать крепкую семью» и т.п.

Иногда родительские разрешения несут в себе условие. Например: «Ты достигнешь успеха, если будешь поступать так, как тебе сказали». В таких случаях важно научиться пользоваться разрешением, обходя семейные ограничения, сформулированные в условии.

Самые деструктивные родительские послания такие, как «Не живи», «Не расти», «Не будь ребенком», «Не думай», «Не чувствуй», «Не доверяй», «Не будь собой», чаще передаются невербально.

Краткое описание самых распространенных негативных родительских посланий:

Не живи (не будь)

Фразы, которые запускают послание “Не живи”:

  • Если бы не ты….
  • Когда ты родился, мне пришлось…
  • До твоего рождения… (рассказ о чем-то хорошем)
  • После твоего рождения… (далее о чем-то плохом)
  • Твоё рождение – это моя ошибка / необдуманное решение и т.п.
  • Я хотела сделать аборт, но меня отговорили / я не собиралась рожать
  • Ты родился в трудное время / неудобное время / слишком рано / слишком поздно)
  • Мы хотели мальчика, а родилась ты (и наоборот)
  • Он у нас такой хороший, сидит тихонько в своей комнате и играет в свои игрушки. Нам не мешает

Что слышит ребёнок:

  • Из-за меня родители страдают
  • Я виноват в несчастье родителей
  • Зря я родился. Я виноват в своём рождении
  • Я родился не вовремя
  • Лучше бы я не рождался
  • Если я умру, мои родители будут счастливы
  • Я не должен жить
  • Я не должен жить своей жизнью

Не расти (не будь взрослым)

Механизм: Родитель что-то говорит, а ребёнок слышит в этих словах, что как только он станет взрослым, то родителям станет плохо (или что родители перестанут его любить). Поэтому ребёнок принимает неосознанное решение всегда оставаться ребёнком.

Фразы родителей, которые запускают послание “Не расти (не будь взрослым)”:

  • Маленькие дети такие хорошие!
  • Я так люблю маленьких детей
  • Маленькие дети все хорошие, вот потом …
  • Мы с папой хотели развестись, но решили подождать, пока ты подрастёшь

Что слышит ребёнок:

  • Чтобы меня любили, я должен быть маленьким
  • Как только я вырасту, меня перестанут любить
  • Если я вырасту, мои родители разведутся

Будь взрослым (не будь ребёнком)

Фразы, которые запускают послание “Будь взрослым”:

  • Ты уже взрослый, ты не можешь так поступать (говорит мама, скажем, 3 летнему сыну)
  • Ты уже взрослый, ты должен поступать так-то и так-то
  • Прекрати вести себя как ребёнок!
  • Когда ты вырастешь, тогда и поговорим!
  • Помолчи, мал еще!

Что слышит ребёнок:

  • Ребёнком быть неправильно. Правильно быть взрослым
  • Дети глупые. Умные только взрослые. Если я хочу быть умным, надо быть взрослым.
  • Слушают только взрослых. Если я хочу, чтобы меня слушали, надо быть взрослым.
  • Нужно быть взрослым и заниматься только взрослыми делами

Не будь собой

Механизм: Родитель что-то говорит, но ребёнок слышит в этих словах послание, что он не должен быть тем, кто он есть. Он должен быть кем-то другим.

Фразы, которые запускают:

  • Мы хотели девочку, а родился ты (и наоборот)
  • Мы хотели здорового ребёнка, но ты родился с …
  • Мы хотели, чтобы у тебя глаза были светлые (темные), но ты родился с …
  • Мы очень переживали смерть первого ребёнка и решили родить еще
  • Ты очень похож на своего дедушку / прадедушку / тетю / брата и т.д.
  • В нашей семье ты займёшь место (имя мёртвого родственника)

Что слышит ребёнок:

  • Я не должен быть собой. Я должен быть другим
  • Я не могу выглядеть так, как сейчас выгляжу
  • Чтобы родители меня любили, мне надо измениться
  • Я должен поступать и думать так, как от меня ждут другие. Только тогда меня будут любить.

 

Фразы, которые запускают послание “Ты ничего не умеешь”:

  • У тебя не получится!
  • Ты не умеешь! Отойди!
  • У тебя руки не из того места растут
  • Это слишком сложно для тебя, отойди
  • Ну, кто так делает?
  • Так не делают!
  • Не трогай, сломаешь
  • Вот он умеет это делать, а ты нет. Посмотри, как он хорошо это сделал
  • Опять сломал?
  • С твоими-то руками… Я удивлен, что ты вообще за это взялся!
  • Не трогай, а то сломаешь
  • У тебя ничего не получится
  • Яблоко от яблони недалеко падает (В случае, если ребенок задумал сделать что-то, что его родитель делать не умеют)
  • Не можешь – не берись!

Что слышит ребёнок

  • Я не умею это делать
  • Я ничего не умею
  • Я – это тот, кто ничего не умеет
  • У меня руки растут “не из того места”
  • Остальные все могут, а я нет
  • У остальных все получается, а я ничего не могу.

Не требуй внимания

Фразы, которые запускают послание “Не требуй внимания”

  • Нет, мне сейчас некогда, иди, поиграй у себя в комнате
  • Почему ты нас отвлекаешь, видишь у нас важный разговор?
  • Помолчи, дай нам пообщаться
  • Мне некогда
  • Я занят
  • Мне надо работать / учиться / готовить
  • Иди, поиграй с кем-нибудь ещё
  • Займись пока чем-нибудь другим, поиграй сам

Что слышит ребёнок

  • Если я хочу, чтобы меня любили, я не должен никому мешать
  • Я не должен требовать внимание
  • Я не имею право на внимание других людей
  • Я никому не нужен

Будь безупречен

Механизм: Родители требуют от ребёнка выдающихся достижений во всём.

Фразы, которые запускают

  • Ты должен выиграть эти соревнования
  • Ты должен получить за это хорошую отметку
  • Как ты мог проиграть? Это ужас! Это провал!
  • Ты должен выполнить это лучше всех
  • Ты должен получать только пятёрки
  • Мы не должны из-за тебя краснеть
  • Ты - наша гордость

Что слышит ребёнок

  • Я должен быть безупречным во всём
  • Меня любят, только если я делаю достижения / получаю только пятерки
  • Всё, что я делаю должно быть сделано идеально
  • Хорошо – это мало. Нужно сделать на отлично. Лучше всех!
  • Если я сделаю что-то плохо, меня не будут любить

Не чувствуй

Фразы, которые запускают послание «Не чувствуй»

  • Тебе не горячо! Нормальная вода
  • Тебе не жарко, ведь на улице холодно
  • Тебе не больно
  • Что значит, не хочешь есть? Ешь!
  • Что значит, тебе каша не нравится? Она вкусная!
  • Ужас! Ты не должен быть таким сердитым
  • Нет, это не обидно
  • Ты еще не устал!
  • Ты устал, ты не можешь сейчас хотеть играть
  • Чай вкусный только с двумя ложками сахара!
  • Не ешь это. Это невкусно

Что слышит ребёнок

  • Я не должен чувствовать это
  • Я не могу чувствовать это
  • Я не должен чувствовать и испытывать эмоции
  • Эмоции нельзя проявлять

Позитивные родительские послания

К счастью, родители могут дать и позитивные предписания. Вот некоторые из них:

  • Можешь быть тем, кем хочешь
  • Ты можешь думать то, что хочешь
  • Ты можешь чувствовать то, что чувствуешь
  • Делай что хочешь, но отвечай за последствия
  • Будь собой!

 

Уважаемые взрослые, сказав так:

подумайте о последствиях,

и вовремя исправьтесь

 

«Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить»

Замкнутость, отчужденность, безынициативность, подчиняемость, угодливость, приверженность стереотипному поведению.

«Будь собой ,у каждого в жизни есть друзья!»

 

«Горе ты мое!»

Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.

«Счастье мое, радость моя!»

 

«Плакса-вакса, нытик!»

 

 

Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение, страхи.

«Поплачь, будет легче»

 

 

«Вот дурашка, все готов раздать…»

Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм.

«Молодец, что делишься с другими!»

 

«Не твоего ума дело!..»

 

Низкая самооценка, задержка в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями.

«А ты как думаешь?»

 

 

«Одевайся теплее, заболеешь!»

Повышенное внимание к своему здоровью, тревожность, страхи, частые простудные заболевания.

«Будь здоров, закаляйся!»

 

«Ты совсем, как твой папа (мама)!»

Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство.

«Папа у нас замечательный человек!» «Мама у нас умница!»

 

 «Ничего не умеешь делать, неумейка!...»

Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержка психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению.

«Попробуй еще, у тебя обязательно получится!»

 

«Не кричи так, оглохнешь!»

Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.

«Скажи мне на ушко, давай пошепчемся!…

 

Мальчику о девочке: «Противная девчонка, все они капризули! Девочке о мальчике:             «Негодник, все мальчики забияки и драчуны!»
 

Нарушение в половом развитии, осложнение в общении, трудности в выборе друга противоположного пола.

«Все люди равны, но в тоже время никто не похож на другого»

 

«Неряха, грязнуля!»

 

Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.

«Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!»

 

«Ты плохой, обижаешь маму, я от тебя уйду к другому ребенку!»

Чувство вины, страхи, рассеянность, ощущение одиночества ,нарушение сна, отчуждение от родителей, «уход» в себя или «уход» от родителей.

«Я никогда тебя не остав-

лю , ты самый любимый!»

 

 

«Жизнь очень трудна, вырастешь- узнаешь!»

Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм.

«Жизнь интересна и прекрасна! Все будет хорошо!»

 

«Уйди с глаз моих, встань в угол!»

Нарушение взаимоотношений с родителями, «уход» от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.

«Иди ко мне, давай во всем разберемся вместе.»

 

«Не ешь много сладкого, будут зубки болеть, будешь толстая!»

Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка и неприятие себя.

«Кушай на здоровье!»

 

«Все вокруг обманщики, надейся только на себя».

Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверхконтроля, ощущение одиночества и тревоги.

«На свете много добрых людей, готовых тебе помочь!»

 

«Нельзя самому

ничего делать. Спрашивай разрешения у старших!»

Робость, страхи, неуверенность в себе, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность.

«Смелее, ты все

можешь сделать сам».

 

«Всегда ты не вовремя, подожди…»

Отчужденность, скрытность, излишняя самостоятельность ,повышенное психоэмоциональное напряжение.

«Давай я тебе помогу!»

 

«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу».

Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении.

«Держи себя в руках, уважай людей!»

 

 

 Будьте осторожны с тем, как вы разговариваете с детьми.
 Однажды это станет их внутренним голосом. @Пегги О 'Мара

 

Педагог-психолог Наранович И.Р.



Расписание

Адрес

г. Минск, ул. Филимонова, д. 35
(район Национальной  библиотеки)

Заказать обратный
звонок

Имя: Телефон: Сообщение:
;