Человек способен распознавать различные формы, звуки, запахи, вкусы, но не всегда способен понять огромный, со своей жизнью и правилами, законами внутренний мир ребёнка. На этой почве вырастает конфликт между детьми и родителями. Мир ребёнка, необыкновенный, неожиданный, ясный – целая область интересов для взрослых, находящихся рядом. Это особенный мир, где дети – особенные люди. В детском сознании прослеживается неискушённый, гармоничный, ещё не испорченный воздействием социальной среды, взгляд на жизнь в её целостном единстве
Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности. Невзначай оброненное слово, действие и даже взгляд могут оставить неизгладимый след в жизни человека (в т.ч. в его поведении, в его самооценке, в его страхах, комплексах, жизненном сценарии и т.п.). Но многие не догадываются, что чаще всего самые близкие и дорогие люди, желающие тебе только добра, могут стать источником проблем в будущем, препятствовать самореализации человека.
В детстве мы получаем от родителей или заменяющих их лиц набор правил, запретов, представлений о том, как надо жить. Эти правила могут передаваться не только в виде конкретных словесных инструкций: «Делай вот так», уже в самом раннем возрасте мы видим, как поступают сами родители, и принимаем это за норму, мы чувствуем, как можем получить их одобрение, наблюдаем, как они откликаются мимикой, жестами, позами на те или иные ситуации. Изначально мы принимаем все родительские послания как нечто само собой разумеющееся, верим им безоговорочно. И это облегчает нам жизнь в незнакомом мире, мы получаем ориентир в безбрежном пространстве.
Вместе с тем, не все послания целесообразны и полезны. Некоторые из них передаются только по той причине, что наши родители некритически их приняли от своих родителей. Со временем могут меняться условия жизни. То, что раньше имело смысл, может сейчас оказаться бессмысленным, а то и вредным.
Полезные послания дают нам психологическую силу, гибкость и выбор. Как правило, они имеют вид разрешений: «Ты можешь любить и быть любимым», «Ты можешь выбрать работу по душе и достичь в ней успеха», «Ты можешь создать крепкую семью» и т.п.
Иногда родительские разрешения несут в себе условие. Например: «Ты достигнешь успеха, если будешь поступать так, как тебе сказали». В таких случаях важно научиться пользоваться разрешением, обходя семейные ограничения, сформулированные в условии.
Самые деструктивные родительские послания такие, как «Не живи», «Не расти», «Не будь ребенком», «Не думай», «Не чувствуй», «Не доверяй», «Не будь собой», чаще передаются невербально.
Краткое описание самых распространенных негативных родительских посланий:
Фразы, которые запускают послание “Не живи”:
Что слышит ребёнок:
Механизм: Родитель что-то говорит, а ребёнок слышит в этих словах, что как только он станет взрослым, то родителям станет плохо (или что родители перестанут его любить). Поэтому ребёнок принимает неосознанное решение всегда оставаться ребёнком.
Фразы родителей, которые запускают послание “Не расти (не будь взрослым)”:
Что слышит ребёнок:
Фразы, которые запускают послание “Будь взрослым”:
Что слышит ребёнок:
Механизм: Родитель что-то говорит, но ребёнок слышит в этих словах послание, что он не должен быть тем, кто он есть. Он должен быть кем-то другим.
Фразы, которые запускают:
Что слышит ребёнок:
Фразы, которые запускают послание “Ты ничего не умеешь”:
Что слышит ребёнок
Фразы, которые запускают послание “Не требуй внимания”
Что слышит ребёнок
Механизм: Родители требуют от ребёнка выдающихся достижений во всём.
Фразы, которые запускают
Что слышит ребёнок
Фразы, которые запускают послание «Не чувствуй»
Что слышит ребёнок
К счастью, родители могут дать и позитивные предписания. Вот некоторые из них:
Уважаемые взрослые, сказав так: |
подумайте о последствиях, |
и вовремя исправьтесь |
|
«Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить» |
Замкнутость, отчужденность, безынициативность, подчиняемость, угодливость, приверженность стереотипному поведению. |
«Будь собой ,у каждого в жизни есть друзья!» |
|
«Горе ты мое!» |
Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями. |
«Счастье мое, радость моя!» |
|
«Плакса-вакса, нытик!»
|
Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение, страхи. |
«Поплачь, будет легче»
|
|
«Вот дурашка, все готов раздать…» |
Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм. |
«Молодец, что делишься с другими!» |
|
«Не твоего ума дело!..»
|
Низкая самооценка, задержка в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями. |
«А ты как думаешь?»
|
|
«Одевайся теплее, заболеешь!» |
Повышенное внимание к своему здоровью, тревожность, страхи, частые простудные заболевания. |
«Будь здоров, закаляйся!» |
|
«Ты совсем, как твой папа (мама)!» |
Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство. |
«Папа у нас замечательный человек!» «Мама у нас умница!» |
|
«Ничего не умеешь делать, неумейка!...» |
Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержка психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению. |
«Попробуй еще, у тебя обязательно получится!» |
|
«Не кричи так, оглохнешь!» |
Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность. |
«Скажи мне на ушко, давай пошепчемся!… |
|
Мальчику о девочке: «Противная девчонка, все они капризули! Девочке о мальчике: «Негодник, все мальчики забияки и драчуны!» |
Нарушение в половом развитии, осложнение в общении, трудности в выборе друга противоположного пола. |
«Все люди равны, но в тоже время никто не похож на другого» |
|
«Неряха, грязнуля!»
|
Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей. |
«Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!» |
|
«Ты плохой, обижаешь маму, я от тебя уйду к другому ребенку!» |
Чувство вины, страхи, рассеянность, ощущение одиночества ,нарушение сна, отчуждение от родителей, «уход» в себя или «уход» от родителей. |
«Я никогда тебя не остав- лю , ты самый любимый!»
|
|
«Жизнь очень трудна, вырастешь- узнаешь!» |
Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм. |
«Жизнь интересна и прекрасна! Все будет хорошо!» |
|
«Уйди с глаз моих, встань в угол!» |
Нарушение взаимоотношений с родителями, «уход» от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность. |
«Иди ко мне, давай во всем разберемся вместе.» |
|
«Не ешь много сладкого, будут зубки болеть, будешь толстая!» |
Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка и неприятие себя. |
«Кушай на здоровье!» |
|
«Все вокруг обманщики, надейся только на себя». |
Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверхконтроля, ощущение одиночества и тревоги. |
«На свете много добрых людей, готовых тебе помочь!» |
|
«Нельзя самому ничего делать. Спрашивай разрешения у старших!» |
Робость, страхи, неуверенность в себе, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность. |
«Смелее, ты все можешь сделать сам». |
|
«Всегда ты не вовремя, подожди…» |
Отчужденность, скрытность, излишняя самостоятельность ,повышенное психоэмоциональное напряжение. |
«Давай я тебе помогу!» |
|
«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу». |
Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении. |
«Держи себя в руках, уважай людей!» |
|
|
Педагог-психолог Наранович И.Р.